Доклад Председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области
АЛДАРОВА К.Р.
Проблема пересечений земель лесного фонда с землями иных категорий в Иркутской области стоит крайне остро.

По имеющейся в распоряжении Законодательного Собрания Иркутской области информации в отношении владельцев участков, расположенных на землях лесного фонда, в 2016 году подготовлено около 29 тысяч исков. На рассмотрении в судах в 2016 году находилось более 800 дел. В суд было направлено более 700 встречных исков.

Наиболее остро в регионе стоит проблема с земельными участками, выделенными для ведения садоводства. Земельные участки выделялись исполкомами в 1980-х – начале 1990-х профсоюзным объединениям, различным организациям. Органами государственной власти оспариваются как полностью площади садоводств, так и отдельные участки или доли участков, проходящие по границам лесного фонда.

В 14 садоводствах Иркутского района уже признаны незаконными акты о выделении земельных участков, которые впоследствии были приватизированы гражданами. Такие судебные решения влекут обязанность граждан снести постройки 20-25-летней давности и освободить используемые около четверти века земельные участки. И это в ситуации, когда у граждан есть все необходимые документы об официальном государственном оформлении земель в собственность.

Описанная ситуация связана она не только с собственниками садоводческих участков. Она намного глубже: оспариваются права собственности на участки, которые предоставлялись под индивидуальное жилищное строительство, предоставлялись крестьянским фермерским хозяйствам. Есть спорные участки, которые формировались из земельных паев.

В сентябре 2016 года депутаты Законодательного Собрания Иркутской области совместно с Губернатором Иркутской области обратились к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой обеспечить баланс интересов государства и граждан и включить Иркутскую область в перечень пилотных регионов в рамках проводимой работы по гармонизации сведений о границах лесничеств и лесопарков, расположенных на землях лесного фонда, в государственном лесном реестре, государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Министерством имущественных отношений Иркутской области были направлены письма:

- в Рослесхоз – о введении моратория на подачу исков об отмене генпланов в связи с пересечением границ населенных пунктов с границами лесного фонда;

- в Росреестр – о включении в перечень пилотных регионов по гармонизации сведений лесного реестра;

- в Росимущество – о введении моратория на подачу исков об изъятии земель лесного фонда из собственности граждан в собственность РФ.

Для проблем защиты прав и интересов граждан создана межведомственная рабочая группа.

Особенностью Байкальского региона является высокая чувствительность природной среды к необоснованно высокой эксплуатации средо и водообразующих факторов, в первую очередь, лесов. Это требует сохранения сложившейся веками площади произрастания и породного состава лесных насаждений.

Ситуация вывода из лесного фонда земель под иные цели и необходимость обеспечения прав добросовестных граждан требует гибких механизмов законодательного регулирования лесной амнистии и учета региональных особенностей.

В указанной связи считаем возможным внести на рассмотрение уважаемого собрания следующие предложения:

- установить особый механизм реализации лесной амнистии на территории Байкальского региона:

а) презюмировав наличие приоритета данных росреестра перед данными лесного реестра, осуществлять проверку законности предоставления конкретных земельных участков только в судебном порядке в отношении каждого случая предоставления земельного участка;

б) в случае выбытия земельного участка из состава земель лесного фонда в связи с подтверждением в судебном порядке правомерности получения этого земельного участка в обязательном порядке восполнять площадь земель лесного фонда из иных земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности с проведением мероприятий по засаживанию этого земельного участка лесными насаждениями.

- не распространять механизм лесной амнистии на защитные леса, в том числе расположенные в водоохранной зоне всех водооемов, кроме озера Байкал. Для озера Байкал установить специальных размер зоны, на которую не распространяется лесная амнистия; предусмотреть компенсационный механизм для добрососветсных приобретателей земельных участков в защитных лесах.



Made on
Tilda