Парламентские слушания в рамках мониторинга выполнения Федерального закона №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель»

Парламентские слушания в рамках мониторинга выполнения Федерального закона о "лесной амнистии"

24 октября 2017 года в Государственной Думе Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел Парламентские слушания в рамках мониторинга выполнения Федерального закона №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель».

В начале заседания Председатель профильного Комитета Николай Николаев напомнил, что Закон был разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 года в связи с необходимостью устранения несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер, в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре.

На момент рассмотрения законопроекта по данным Рослесхоза было выявлено более 263 тыс. пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 млн га. При этом по информации субъектов Российской Федерации площадь таких пересечений существенно больше и достигает почти 4 млн га. В результате в стране сложилась ситуация, когда добросовестные граждане, ранее на законных основаниях получившие свои земельные участки, оказались под угрозой выселения, так как при уточнении данных государственного лесного реестра их земельные участки оказались включены в земли лесного фонда.

Комитетом при подготовке законопроекта была проведена серьезная совместная работа с органами государственной власти, экспертным сообществом по сбору фактической информации, ее анализу в целях выявления и устранения возможных рисков при его реализации. В частности, особое внимание при доработке законопроекта было уделено реализации принципа добросовестности и защиты добросовестного приобретателя прав на земельные участки. Также законом установлен дифференцированный подход в зависимости от времени возникновения пересечения. При этом особое место получили положения об охране особо охраняемых территорий и земель объектов культурного наследия.

Основная идея закона: установление приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Данное правило применяется, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В день принятия закона в третьем чтении депутаты Государственной Думы приняли Постановление от 21 июля 2017г. № 2215-7 ГД Комитету ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитету Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам поручено сформировать совместную рабочую группу по осуществлению контроля за реализацией закона. Сейчас депутаты решают не менее важную и сложную задачу по осуществлению парламентского контроля за реализацией закона.

В рамках созданной рабочей группы проведено уже два заседания, на которых обсуждался ход исполнения Закона. Комитетом были направлены запросы в регионы, заинтересованные ведомства о реализации закона № 280-ФЗ: о количестве ООПТ, границы которых внесены в ЕГРН; о количестве лесничеств, лесопарков, сведения о которых внесены в ЕГРН; а также о применении закона в части полномочий региональных и местных органов, в том числе относительно исполнения Закона в части согласования с органами лесного хозяйства предоставления новых земельных участков, образуемых из неразграниченных государственных земель, придания лесным поселкам, военным городкам статуса населенных пунктов.

По запросу Комитета получена информация от регионов о ходе постановки ООПТ на кадастровый учет. Информация поступила от 79 регионов. Она демонстрирует очень низкий процент ООПТ, границы которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В 21 субъекте РФ границы ООПТ, расположенных на их территориях (федерального, регионального, местного значения), в ЕГРН вообще не внесены (Архангельская область, Забайкальский край, Камчатский край, Кировская область, Красноярский край, Ленинградская область, Липецкая область, Республика Дагестан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия) и др.). В Иркутской области только 9 % ООПТ учтены в ЕГРН.

Только в 9 субъектов РФ где более 90% ООПТ учтены в ЕГРН (Тульская область, Тюменская область, Ненецкий автономный округ и др.).

В такой ситуации регистратор прав не имеет информации, на основе которой он должен принять решение о том, подлежит земельный участок исключению из границ лесного фонда (т.е. амнистии) или к такому земельному участку применение лесной амнистии исключается в связи с его нахождением в границах ООПТ.

Комитет делает вывод, что работа по кадастровому учету ООПТ должна быть кардинальным образом активизирована в связи с этим обстоятельством, и предлагает Комитету по экологии и охране окружающей среды особое внимание уделить парламентскому контролю за проведением этой работы.

«Те риски, о которых мы говорили при принятии закона с точки зрения изъятия лесов, узаконивая недобросовестно приобретенных лесов, - они не реализуются. Но это не означает, что мы должны расслабляться. Есть очень существенная проблема, о которой говорили все, - то, что на уровне региональных и федеральных органов исполнительной власти не налажена работа по реализации этого закона. Есть разовые факты по его реализации, но системно ничего еще не делается. Поэтому нам важно дальше мониторить ситуацию как с точки зрения охраны лесов, так и с точки зрения реализации этого закона для людей. Потому что самым главным фактором, который мы рассматривали при принятии этого законопроекта – это помощь людям.

При этом в законе прописано много норм прямого действия, но почему-то чиновники на местах ждут дополнительных указаний. Это нужно дальше отслеживать, чтобы те законы, которые мы принимаем, работали», - заявил Николаев.

Комитет поставил этот закон в приоритетный список по парламентскому контролю и начинает формировать доклад для Государственной Думы в соответствии с Постановлением.

Заместитель Председателя ГД Ольга Тимофеева также выразила обеспокоенность отсутствием сведений о границах ООПТ в ЕГРН, что угрожает появлением ситуаций, когда из лесного фонда могут исключаться земельные участки, которые из него исключаться не должны в соответствии с законом. В этой связи депутат призвала усилить общественный и парламентский контроль и ускорить работу по определению границ лесного фонда.

Первый заместитель Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский обратил внимание, что принятый закон важен не только для граждан, но и для бизнеса, который не мог использовать свои земли. Он сообщил, что его Комитет также провел свой мониторинг в 40 регионах, по итогам которого было выявлено, что многие регионы воспринимают этот закон как упрощение лесопользования, что является недоработкой и говорит о необходимости проведения разъяснительной работы, в частности проработать методику внесения изменений. Которая могла бы обеспечить соответствующее применение закона.

Председатель комитет ГД по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов сказал, что сегодня в бюджете не заложено достаточное финансирование постановки земель на кадастровый учет. Он также обратил внимание на неподготовленность подзаконных актов и отсутствия механизмов применения закона.

Директор департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ Алексей Бутовецкий сообщил, что за время действия закона всего было подано 142 заявления. При этом Минэк подготовил указания для рабочих групп на местах и методические указания о применении положений закона для субъектов, а также рекомендации для территориальных органов Росреестра и филиалов. В настоящий момент ведомством осуществляется подготовка подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений закона. При этом, по мнению Бутовецкого, отсутствие таковых никак не препятствует применению ФЗ 280.

Заместитель руководителя Рослесхоза Анастасия Винокурова сообщила, что на сегодня на государственный кадастровый учет поставлено 302,9 млн. га земель лесного фонда, что составляет 582 лесничества. При этом за период 2015-2016 гг. количество лесничеств составило 141 единицу, а это 79,4 млн. га земли. В 2017 году – 188 лесничеств на 44,7 млн. га земли лесного фонда. В рамках реализации закона и Поручения Правительства РФ от 28.07.2017 № ДК-П13-5017 по реализации Постановления Госдумы от 27.07.2017 № 2215-7ГД проводится работа по определению границ лесничеств и внесению сведений о них в ЕГРН - были установлены границы 64 лесничества (лесопарка) на территории 35 субъектов РФ на землях лесного фонда в непосредственной близости от населенных пунктов с населением более 500 тыс. чел.

В рамках реализации Поручения Правительства РФ от 06.07.2017 № ДК-13-182-ПР о проведении сплошной проверки законности возникновения прав на земельные участки организованы межведомственные рабочие группы, подготовлены указания и разработаны формы отчетности для них. Были актуализированы картографические материалы по выявленным пересечениям на площади 1757 тыс. га и предоставлены в указанные рабочие группы. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1223 Рослесхоз был наделен полномочиями по защите прав РФ в области лесных отношений, в том числе в судебном порядке.

Также в настоящее время идет работа по установлению границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. По данным Рослесхоза, в 44 субъектах РФ расположены лесные поселки общей численностью 2033 населенных пункта на площади 27, 17 тыс. га.

Участники заседания рассмотрели проблемные ситуации, возникшие в регионах в контексте применения нового законодательства в связи с причинами, указанными докладчиками слушаний. В режиме видеосвязи в заседании приняли участие представители Иркутской, Кемеровской, Калужской, Новосибирской, Ульяновской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, а также республик Бурятия и Удмуртия.

«Основная ценность этого закона – это наведение порядка и не только с точки зрения «разбора завалов», но и на будущее. Именно поэтому в нем прописана процедура, как не допустить таких пересечений в будущем. Поэтому давайте не оставлять начатое нами дело. Я считаю, что мы обязаны все вместе добиться того, чтобы этот закон заработал реально и действительно навел порядок в земельных отношениях», - призвал по окончании заседания Николаев.

Made on
Tilda